Главная страница - экологический туризм

Водные туристские походы

Лодки для сплавов

Весеннее половодье на реке Керженец

Сплав по реке Белой
Южный Урал, лето 2018

Туристские лодки

Байдарка

Катамаран

Байдарка и каяк

Характеристики

Остойчивость

Реки и сплавы в Нижегородской области

Керженец

Карта Керженец

Лух

Ветлуга

Узола

Пьяна

Тёша и Сережа

Линда

Кудьма

География Нижегородской области

Карта сайта

Карта раздела Сплавы

Главная > Сплавы > Лодки > Остойчивость

Остойчивость туристских лодок

Остойчивость это способность судна не переворачиваться, а в случае наклона возвращаться в первоначальное положение. Объективно она зависит от формы туристской лодки. Различают две составляющие. Крен – это наклон на один из бортов. При нём лодка может перевернуться на бок. Причиной могут быть волны – ветровые или возникающие в потоке у препятствий, контакт с препятствием, неправильный маневр. Крен наиболее опасен для длинных узких лодок – байдарок и каяков. Рафты и катамараны значительно остойчивее. Главное правило предотвращения крена на равнинах – не идти по курсу бортом к волне.

Дифферент – наклон на нос или на корму по направлению продольной оси, при котором лодка может опрокинуться. На спокойных водоемах его можно не рассматривать. Он может возникнуть только на бурных горных реках при вхождении в волну или наплыве на препятствие. Длинные и узкие байдарки ему не подвержены. При ударе носом о скалу каркасная модель может сломаться, надувная – согнуться пополам, но что должно произойти, чтобы опрокинуться – представить трудно. Исключением могут быть короткие одноместные байдарки. Наиболее подвержены дифференту на сложных сплавах катамараны, короткие и широкие. Опять же есть прямая зависимость опасности от их конструкции, соотношения длины и ширины.

Остойчивость также зависит от некоторых других явлений. Важно положение центра тяжести лодки вместе с багажом. Чем он ниже, тем меньше опасность переворота. Если вещи плохо закреплены, они съезжают на опускающийся край судна и увеличивают вероятность опрокидывания. Если внутри лодки находится вода, то она играет ту же роль. Последнее не актуально для катамаранов, у которых воде просто негде задержаться, и для рафтов современных конструкций, у которых вода уходит через зазор между дном и бортами.

Самая низкая остойчивость – у каяков определенных моделей с коротким корпусом. Это самые лёгкие лодки, обладающие повышенной маневренностью. При этом для управления ими нужна специальная подготовка. Неопытный гребец обязательно перевернется даже на абсолютно спокойной воде, если будет делать хоть какие-то движения. Отчасти в этом состоит интерес катания на лодках такой конструкции.

На спокойных реках Нижегородской области, таких, как Керженец, Пьяна и другие, остойчивость не так важна. Правда перевернуться можно и здесь. Например, если налететь бортом на бревно. Или если неловко садиться в байдарку.

 

©УПЦ Турист-НН
2009-2019