Главная страница - экологический туризм

Водные туристские походы

Организация путешествий

Весеннее половодье на реке Керженец

Туристские сплавы:

Правила

Распорядок дня

Ночлег

Движение лодок

Экипажи

Походы выходного дня

Сплав на майские

Безопасность

Противопоказания

Как целоваться

Организация

Что должна фирма

Что делает турист

Лучшее обслуживание

Инструкторы и гиды

Категории

Противопоказания

Питание

Виды сплавов

Сплавы в России

Реки и сплавы
Нижегородской области

Керженец

Карта Керженец

Лух

Карта Лух

Ветлуга

Узола

Пьяна

Тёша и Сережа

Линда

Кудьма

Карта раздела Сплавы

Карта сайта

Главная / Сплавы / Правила / Движение лодок

Правила движения лодок на сплаве

Правила движения лодок на сплаве по реке достаточно простые и логичные. Однако, если есть правила, то с одной стороны надо их выполнять, а с другой стороны хочется непременно нарушить. Это свойство человеческой психики. Если что-то нельзя, значит надо сделать. На самом деле не надо, потому что нарушитель может испортить отдых в первую очередь самому себе. Некоторые этого не знают, а другие не понимают, потому что от природы такие. Статья для тех, кто не в курсе, но хочет в нем быть.

Направляющий

Правила движения лодок на сплаве желательно соблюдатьПервое правило движения лодок на сплаве: во главе каравана идет байдарка или рафт, которым управляет командир или другой опытный турист, назначенный командиром – направляющий. Обгонять его не надо. Причин много. На простых сплавах направляющий выбирает места для ночлегов, обеденных привалов и коротких остановок для отдыха и купания.

В редких случаях, когда встречается серьезное препятствие, например завал брёвен на реке Лух, дается команда на остановку. Также направляющий может выбрать лучшую траекторию движения среди коряг и мелей, которые встречаются, например, на реке Керженец. Они не представляют опасности, но лучше с ними не целоваться. Следующий по его линии движения экипаж выигрывает. Остальные могут подстроиться под идущих впереди.

На коммерческих сплавах направляющий это инструктор или один из лучших гидов. Обогнать его, как правило, сложно. Наоборот, это он иногда притормаживает свою лодку, чтобы подождать остальных и соблюсти третье правило. Желающих погоняться с инструктором автор не встречал.

В сложных походах всё серьёзнее. Здесь от направляющего зависит гораздо больше. Это отдельная тема.

Видимость

Второе правило движения на сплаве: лодки должны быть в пределах видимости. Надо видеть хотя бы один корабль впереди себя.

Русло реки Керженец очень извилистоеНа самом деле на простых сплавах это не всегда получаются. Реки Нижегородской области, такие, как Керженец или Лух, очень извилистые. Их русло постоянно петляет. Поэтому идущие впереди байдарка или рафт могут скрыться за поворотом. В большинстве случаев ничего страшного в этом нет. Наши реки как правило имеют одно русло и на протоки не разделяются. Заблудиться негде. Хотя исключения бывают.

Второе правило жизненно важно в сложных походах, там, где есть опасные препятствия, например шиверы – беспорядочные нагромождения камней на бурной реке. Надо смотреть, как идут те, кто перед тобой и выбирать маршрут за ними. Раз они прошли, значит там безопасно. На реках Нижегородской области сплаву препятствуют бревна и коряги. Между ними тоже приходится маневрировать. Правда если движение окажется неудачным, то ничего страшного не произойдет.

Особняком стоит грузовая лодка, если такая используется. На сплавах с максимальным набором услуг в лодках, где идут туристы, находятся только их личные вещи и, может быть, что-нибудь из общественного по мелочи. Продукты и групповое снаряжение, а также палатки и коврики, транспортирует опытный гид на отдельном рафте или байдарке. У него порядок движения такой. Утром пока туристы не спеша собираются после завтрака, гиды упаковывают всё в грузовой корабль. Отплывает он первым, не обращая ни на кого внимания. Движется не очень быстро, потому, что изрядно нагружен. Его задача – первым прийти к обеду, а потом – к ужину. Поэтому он идёт сначала впереди всех, а потом рядом с направляющим. Если получится искупаться на отдыхе – почему бы и нет, но время в запасе быть должно. Это одна из услуг, которая оказывается в современном коммерческом водном туризме. Она не очень заметна, но она есть.

Замыкающий

Третье правило движения на сплаве: на последней лодке идет опытный турист – замыкающий, у которого находится ремонтный набор. Это важно.

На сложном сплаве по Катуни замыкающего не видно, он снимаетНа сложных сплавах при аварии может идти речь о живучести плавсредства. Текущий ремонт бывает необходим срочно. Это отдельная серьёзная тема.

На простых сплавах в Нижегородской области пропороть байдарку можно и на Теше, и на Пьяне, и на любой другой безопасной реке, потому что коряги встречаются везде. Страшного ничего не будет. В байдарку начнет поступать вода. Неприятно, но не критично. Тем не менее, можно спокойно пристать к берегу, произвести рабочую заклейку дыры и сплавляться дальше. Для того, чтобы это сделать на маршруте, нужен замыкающий с ремонтным набором. Потом на вечернем привале дыру зашивают и заклеивают уже основательно.

Другой пример работы замыкающего. Байдарка села на бревно. Экипаж – женщина с дитём. Они не знают, что делать. Гидов на все байдарки не хватает даже при максимальном варианте обслуживания. На помощь всегда придёт замыкающий. При минимальном варианте обслуживания то же самое может случиться и с рафтом, где может не быть инструктора. Например, в экипаже сплавляются три женщины и три мужчины. Надо кому-то вылезти в воду и столкнуть рафт с бревна. Женщинам вроде по должности не положено, а мужикам лень. Снова на помощь приходит замыкающий.

Ещё одна необходимость опытного туриста в конце каравана лодок. Кто-то может начать отставать. Более слабые экипажи всегда бывают, особенно в походах на байдарках. Например, та же женщина с дитём. Или две молодые девушки. Последних можно рассадить согласно правилам комплектования экипажей. А вот с первыми ничего не сделаешь. Отставать они будут. Помочь физически ничем нельзя. На буксир их на извилистых реках Нижегородской области не возьмешь. Зато можно поддержать морально. Когда люди сплавляются последними, они волнуются. Если они знают, что их не бросили, то им спокойно.

Вывод. Опытный турист на последней лодке нужен в любом походе, как в самодеятельном, так и коммерческом, для решения любых вопросов, которые могут возникнуть на маршруте. Командира уже нет, он уплыл далеко. Замыкающий остаётся за старшего, но не чтобы командовать, а чтобы устранять проблемы и неудобства. Хотя если надо, то можно и распорядиться и дать приказ.

©Коллектив ЛеснойТур
2009-2024